Новости

"ИСТОРИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ"

Алкогольная проблема в наше время получила статус глобальной. Сейчас уже невозможно установить имя первого человека, открывшего вино, или изготовившего его и разлившего по кружкам. Судя по сведениям из античной литературы, библии, а также по данным археологических раскопок, уже более 5000 лет назад виноградарство получило невиданный дотоле расцвет по единственной причине: большая часть урожая шла на приготовление «божественного напитка». На это прямо указывает и бесчисленное множество посуды, найденной при раскопках в районе Нижнего Египта. Известно, что в древнейшие времена для утоления жажды использовали не только воду, но и другие естественные жидкие продукты: кумыс, молоко, мед, соки. Когда-то случилось так, что сахаросодержащие соки из фруктов были случайно оставлены на некоторое время в теплом месте, скорее всего под солнцем. Они начинали скисать и бродить, при этом, естественно, резко изменяя свои органолептические свойства: запах, цвет, вкус. Отведав случайно такую жидкость, люди приходили в состояние эйфории. Неестественное их поведение вызывало не только недоумение, но и страх у окружающих, чем и воспользовались вскоре служители культа.

Узнав вкус спиртного, люди постепенно научились ускорять процессы сбраживания путем добавления в исходный продукт меда, а позже и дрожжей, что привело и к повышению крепости напитков, которая, кстати, не превышала 12–14°, т. е. соответствовала крепости сегодняшних сухих вин.

Еще до сих пор в популярной литературе можно встретить сообщения о том, что крепкие спиртные напитки, в том числе и водку, впервые получили лишь в средние века, что связывают с работами алхимиков. Правда, имеются сообщения и о том, что водку умели получать и в VI – VII вв. нашей эры. Действительно, в те времена такая водка была известна в арабских странах, и называлась она «аль-кеголь», что в переводе на русский означает «одурманивающий». Указывается также, что первую бутылку водки изготовил в 860 г. араб Рагез. Исторические же материалы позволяют отодвинуть открытие напитков, аналогичных водке, на много столетий назад.

Водку умели добывать и до новой эры. Но ее предназначение было совсем иным, чем в нашу эпоху. Недаром поэтому ее называли «aqua vitae» («вода жизни»). Вплоть до XV – XVI вв. новой эры ее, как правило, использовали в основном для лечения ряда старческих болезней. Она считалась эффективным средством для лечения холеры, чумы. В Китае водка также не считалась напитком массового употребления и применялась только для исполнения религиозных ритуалов.

Постепенно искусство виноделия распространялось по свету. Прошли тысячи лет, прежде чем секретом виноделия овладела Россия. Вплоть до позднего средневековья русские люди употребляли мед, брагу. Пиво же и вино были заморскими продуктами. К тому же алкогольные напитки предназначались в основном для богатого сословия. Винопитие на территории России носило эпизодический характер. Своей алкогольной промышленности государство не имело. И об этом прямо говорится в Лаврентьевской летописи X века, где также указывается, что виноградная лоза не была нам известна.

И это обстоятельство следует особо подчеркнуть, поскольку еще до настоящего времени кое-где на Западе бытует мнение, что пьянство – удел русских, что у них «на роду пить написано». Но это в корне ошибочное мнение. Ведь только в IX – X вв. Киевская Русь начала включать, и то нерегулярно, в свой торговый оборот заморские вина. О регулярной закупке алкогольной продукции можно говорить лишь в XV в. Кстати, именно в это время наши предки научились сами производить брагу и пиво. И об этом сообщает русский врач Н. Денисюк, специально изучавший данный вопрос, в своей книге «Злое горе Руси и русского народа»: «Наши деды изрядно привозили из-за моря виноградное вино, но вино содержит не более 9-12° алкоголя. Но и вино было редко, а больше пили пиво, т. е. брагу. То пиво, которое пили наши предки, это не пиво наших дней. Брага содержала не более 2-3% алкоголя».

В средние века был открыт способ получения крепких напитков из открытого вновь спирта. До нас дошло и имя первого человека, получившего спирт, – алхимика Раймонда Люля. С этого времени, когда спирт научились добывать в промышленных масштабах, когда он к тому же стал довольно дешевым продуктом, можно уже говорить о постепенном приобщении народов к винопитию, масштабы которого, конечно, ни в коем случае нельзя сравнить с нынешними.

В разные времена винопитие осуждалось не только церковью, но и государством, а также общественностью. Эпитетами «хмельной», «пьяный» награждались не только злоупотреблявшие спиртным, но и те, кто себя проявлял в обществе с отрицательной стороны.

Скифский мудрец Анахарсис, осуждая пьянство, говорил: «Виноград приносит три грозди: первая – удовольствие, вторая – опьянение, третья – неприятности». Он же продолжал: «...у себя дома первый бокал обыкновенно пьют за здоровье, второй – ради удовольствия, третий – ради наглости, последний – ради безумия». Наш далекий предок Владимир Мономах предупреждал: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело». А Сенека был убежден, что: «пить вино так же вредно, как принимать яд».

Говоря о пагубном действии винопития родителей на потомство, отец научной медицины Гиппократ прямо заявлял: «Пьянство – причина слабости и болезненности детей».

В средние века, когда винопитие стало уделом не только зажиточного, но и среднего сословья, прогрессивные деятели, в том числе и поэты, предостерегали народ об опасности злоупотребления алкоголем. Омар Хайям, посвятивший, как известно, много прекрасных стихов, восхвалявших вино, все же знал ему истинную цену:

О вино! Ты прочнее веревки любой.
Разум пьющего крепко опутан тобой.
Ты с душой обращаешься, словно с рабой.
Стать ее заставляешь самою собой.

Многие государственные деятели также осуждали пьянство. Из истории известно, что к пьяницам применялись даже высшие меры наказания, т. е. смертная казнь.

Четыре с лишним тысячи лет назад в Китае был издан специальный эдикт, запрещающий под страхом суровой кары употреблять спиртное. В Древней Греции с целью искоренения пьянства была даже учреждена должность особых чиновников, которым вменялось в обязанность препятствовать посещению питейных заведений.

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ...