Новости

Социальное служение отца Иоанна Кронштадского

СПРАВОЧНО:

Иоа́нн Кроншта́дтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев; 19 (1) ноября 1829, село Сура, Пинежский уезд, Архангельская губерния — 20 декабря 1908 (2 января 1909), Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния) — священник Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель правоконсервативных монархических взглядов.

Погребен в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург).

Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью за границей 19 октября (1 ноября) 1964г.; впоследствии, 8 июня 1990 года, — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский)

     Во второй половине XIX — начале XX века в истории Российского государства и Русской Церкви, мы встречаем удивительный пример врачевания алкогольной зависимости и других социальных недугов в жизни и деятельности, в пастырском служении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Картина жизни Кронштада времен Иоанна Кронштадского хорошо знакома по русской литературе: мужья пьянствовали, жены с детьми мыкали горе в беспросветной нужде, голоде и холоде. Что же касается самих горожан, то в массе своей они были людьми маловерующими, нецерковными, сохраняющими, в лучшем случае, лишь «бытовое» православие. Вот эта пестрая и далекая от благочестия паства была вверена заботам нового священника. В помощи – помощи в прямом смысле, духовной и материальной – городскому «дну» он увидел свое основное предназначение. Чтобы заставить этих людей вспомнить о Боге, привести их в храм, убедить молиться, каяться, причащаться и попытаться начать иную жизнь, он должен был завоевать их доверие. И он стал – поступок почти беспрецедентный для тогдашнего приходского духовенства – посещать их лачуги, землянки, бедные квартиры. Он входил в их нужды, раздавал свое жалованье, не оставляя себе ни копейки, так, что ему и его семье не хватало на самое необходимое. Когда у него кончались деньги – он отдавал рясу или сапоги и возвращался домой босым и раздетым. Доведенная до отчаяния таким поведением жена подала на него жалобу, и решением епархиального начальства отныне храмовое жалованье о. Иоанна стали выдавать ей. Тогда о. Иоанн стал тратить на неимущих тот заработок, который он получал за преподавание Закона Божия в кронштадтских реальном училище и гимназии. Случалось, он лично покупал одиноким и больным беднякам то, в чем они нуждались, от продуктов питания до одежды и обуви, приводил врачей, сам ходил за лекарствами в аптеку.

Но чем больше о. Иоанн благотворил, тем больше требовалось. Чем больше нуждающихся он посещал, тем больше их появлялось рядом с ним. Чем больше денег клал он в протянутые руки, тем больше рук тянулось к нему. Более того, нередко помощь о. Иоанна имела обратный эффект: некоторые просители легко превращались в тунеядцев, живущих только за счет подаяния нищелюбивого священника и отказывающихся работать. Возникал замкнутый круг: если не помочь, то просители погибнут (часто просто от голода), если помогать, то они сядут тебе на шею, полностью разучатся работать (потеряют всякую мотивацию к труду). Дашь милостыню один раз, проситель будет приходить к тебе каждый день. Спасение от голода и болезней сегодня, таким образом, оборачивалось воспитанием завтрашнего тунеядства. Отец Иоанн не мог не задуматься о несовершенстве, и даже порочности обычного («классического») подаяния, которое он каждодневно совершал.

Только на семнадцатом году своего священства о. Иоанн решил начать организовывать систему качественно новой помощи нуждающимся.

В 1872 году в газете «Кронштадтский Вестник» (№ 3 и № 18) о. Иоанн опубликовал два воззвания к жителям города. Обращаясь ко всем сколько-нибудь обеспеченным жителям, он призвал их решительно и кардинально решить проблему нищих. Необходимо общими усилиями создать для этих бедняков жилье, рабочий дом и ремесленное училище. Доброму делу поможет Бог, а начальство города, возможно, предоставит одно — два пустующих, ненужных здания. Если не получится решить проблему столь кардинально, тогда, настаивал о. Иоанн, по крайней мере, необходимо переселить часть нищих в другое место.

Обращает внимание размах замысла – речь идет о создании фактически трех различных учреждений: жилого дома для бездомных, рабочего дома для безработных и ремесленной школы-училища для их детей. И рядовые горожане, и Городская Дума откликнулись на его призыв. Тем не менее, потребовалось еще около девяти лет, чтобы идея начала осуществляться.

Дом Трудолюбия был торжественно открыт 10 октября 1882 года. Он был посвящен памяти Александра II, а построенный при Доме храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя убитого царя.

Идея Дома Трудолюбия и положения его устава говорят о том, что о. Иоанн был знаком с европейской практикой, так называемых, работных домов. Отец Иоанн понимал, что сама по себе милостыня, пусть даже регулярная и щедрая, не только не решает проблему нищеты, но усугубляет ее, развращая нищих, приучает к бездеятельности, паразитизму. Он хотел побудить людей не выпрашивать, а зарабатывать деньги, становиться на ноги, жить нормальной жизнью: он твердо верил в дисциплинирующую, социализирующую роль труда.

Окончательно Дом Трудолюбия сложился к 1891 году, когда были построены еще два каменных многоэтажных здания; тогда сформировался весь многопрофильный комплекс его учреждений: мастерские для детей и взрослых, система образования двух степеней (начальное и среднее) и обслуживающие заведения.

Помимо учреждений, созданных конкретно ради занятости взрослых и детей, существовал ряд благотворительных и общепросветительских заведений. К первым относится народная столовая, где за небольшую плату ежедневно отпускались обеды, а в воскресные и праздничные дни устраивались благотворительные бесплатные обеды на несколько сот человек. Столовая работала ежедневно одиннадцать часов, отпуская от 400 до 800 обедов. Есть сведения, что эту столовую содержало частное лицо, обязавшееся поставлять сытную здоровую пищу.

При Доме Трудолюбия была создана Публичная платная библиотека для взрослых: это была первая общедоступная библиотека в Кронштадте.

Далее существовала Детская библиотека при начальном училище — единственная в своем роде не только в Кронштадте, но и по России в целом.

Отцом Иоанном Кронштадтским была создана сложная и всеохватывающая структура помощи нуждающимся. Проситель любого пола, возраста и семейного положения, бездетный или с детьми любого возраста, любого физического состояния и уровня профессиональной подготовки получал здесь не милостыню, не несколько грошей и кусок хлеба, а реальную возможность начать свою жизнь заново. Нуждающийся получал не только ночлег, питание, но и постоянную, выполнимую работу, чтобы их оплачивать.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ о.Иоанна Кронштадского:

Неколебимым убеждением о. Иоанна было, что «нужно любить всякого человека и в грехе, и в позоре его». «Не смешивай человека – это образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть только болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается».

 

«Ах, братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем, как бы небывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупейшие мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа диаволу угождаем»

 

«Все считай за сор и гной — всякую сладость; ничего земного не люби и ничего земного не жалей для человека и ни из-за чего не питай к нему вражды. Любовь стремится услаждать любимого и ничем для него не дорожить»

 

«Творя добро одному, оглянись, не сотворил ли чего несправедливого в отношении другого»

 

«Господи! Даруй мне видеть в каждом брате моем, во всех его нуждах и потребностях телесных и духовных-Тебя, принявшего на Себя все человеческое, и терпеть в ближнем все немощи, как Ты принял на Себя все его немощи; даруй видеть мне Тебя в каждом ближнем»

 

«Пьяница для удовольствия плоти и одурения себя не жалеет множества денег, а нищим жалеет копейки; куритель табаку бросает на ветер сотни рублей, а нищим жалеет копеек; любящие одеваться роскошно или охотники до модной мебели и посуды тратят на одежду и мебель с посудою огромные деньги, а мимо нищих проходят с холодностью и презрением; любящие хорошо поесть не жалеют на обеды, а бедным жалеют грошей…»

        

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ...