Новости

ЗНАКОМСТВО С ПРАВОСЛАВИЕМ Кто такие святые? Часть 3.

 

ЗНАКОМСТВО С ПРАВОСЛАВИЕМ

Кто такие святые? Часть 3.

Святые – это те, кто увидел замысел Божий о себе и воплотил этот замысел в собственной жизни.

 

 

Белорусские Святые

3 апреля 1984 года по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в третий воскресный день после праздника Святой Троицы. Вскоре в здании Минского Епархиального Управления был освящен храм в честь Собора Белорусских Святых.

 

Преподобномученик Макарий, игумен Пинский

Преподобный Макарий родился в 1604 году в Овручи на Вильне во влиятельной семье. С малых лет отличался благочестием, успехами в постижении книжной мудрости, послушанием, любовью к храму Божию и церковной службе. В 1620 году он учился при Успенском Ойрутском монастыре и после смерти родителей стал послушником этого монастыря. В 1625 году инок Макарий с благословения архимандрита покидает Успенский монастырь и отправляется к пинскому епископу Авраамию, который направляет его в Купятинский монастырь. В 1630 году Макария  посвящают в сан иеродиакона, а в 1632-ом - в сан иеромонаха.

Иноверцы жестоко пытали Макария, а затем отрубили ему голову. Верующие принесли его тело в монастырский храм и закрылись. Но враги подпалили храм, и люди погибли. Тело преподобномученика было найдено нетленным. Святые мощи похоронили под жертвенником храма.

В 1688 году мощи были торжественно перенесены в Переяславскую Воскресенскую церковь, в 1713 году - в Спасо-Михайловский монастырь, в 1786 году - в Переяславский Вознесенский монастырь. Теперь мощи святого угодника почивают в храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Черкасы.

 

 

 

Мученик дитя Гавриил Белостокский

В 1684 году в деревне Зверьки Заблудовского прихода в семье набожных крестьян Петра и Анастасии Говдель родился ребенок. Крестили малютку именем Гавриил в храме Заблудовского Свято-Успенского монастыря.

Шестилетнему Гаврилу были присущи необычные в его возрасте качества: вдумчивость, склонность к молитве и самосозерцанию.

Однажды, когда мать Гавриила понесла обед мужу, который орал поле, у них украли мальчика. Тело замученного Гавриила было найдено на окраине леса - ни звери, ни птицы его не тронули. Родители и односельчане похоронили дитя на кладбище в Зверьках.

Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский

 

 

 

 

 

 Архиепископ Могилевский Георгий Конисский

Выдающийся церковный деятель, педагог, писатель и проповедник, восславленный Господом и уважаемый потомками. Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года предал душу свою Господу. Могилевский святитель Георгий Конисский был погребен в своем кафедральном граде, в церкви неподалеку от архиерейского дома. Господь прославил его остатки нетлением: как сообщается в приложении 3 на странице 555 «Полного месяцеслова Востока» в 1875 году тело его оказалось нетленным». Кроме того, во время нашествия французов в 1812 году захватчики открыли раку с телом святителя и, обнаружив, засвидетельствовали нетленные мощи.

 

 

 

 

Праведный Иоанн Кормянский

В 1837 году в семье иерея Иоанна Гашкевича в местечке Стрешин Рогачевского района Могилевской губернии родился сын. Малютку крестили и дали имя Иоанн в знак уважения к апостолу Иоанну Богослову.

Когда мальчик подрос, он стал помогать отцу в Свято-Покровском храме, сам сердечно молился. С течением времени у него возникла мечта посетить Киево-Печерскую лавру, поклониться ее святыням. После окончания церковно-приходской школы и духовного училища в возрасте 18 лет Иоанн поступает в Могилевскую духовную семинарию. Окончив ее в 1859 году, едет в другую церковно-приходскую школу преподавать Закон Божий. Там он вступает в брак с дочерью местного священника Марией и там же архиепископом Могилевским и Мстиславским Евсевием Орлинским рукополагается в иереи и направляется служить в Шерстинскую церковь Рождества Богородицы. Земной путь протоиерей окончил осенью 1917 года, но не закончилась его земная и небесная слава. Господь предназначил ему жизнь вечную. Похоронен он в деревне Огородня Добрушского района Гомельской области. В 1991 году были найдены нетленные мощи Божьего угодника, которые находятся теперь в Свято-Покровском храме деревни Корма Добрушского района.

К гробнице святого приходит много людей. И по вере своей получают они благодать Господню и исцеление.

Синодом Белорусского Экзархата в 1998 году протоиерей Иоанн Кормянский (Гашкевич) причислен к святым. День памяти святого праведника - 31 мая. Таким образом, Собор белорусских Святых увеличился еще на одного заступника за землю нашу и народ.

 

Мученики Виленские - Антоний, Иоанн и Евстафий

Хотя Виленские мученики и не принвдлежат к собору белорусских святых, они очень почитаемы на беларуси. В начале XIV века православная вера в Литве делала первые шаги. Православным христианином был и великий князь литовскій Ольгерд. Однако в первые годы княжения он был вынужден для укрепления власти подчиниться языческим жрецам. После князь снова вернулся к православию, крестил своих детей, а перед смертью постригся в схиму и был похоронен в постоенном им храме Пречистой Девы.

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий принадлежали к роду знатных литовских бояр и несли придворную службу у князя Ольгерда. Иоанн и Антоний - родные братья - приняли от святителя Нестора святое Крещение. От него молодые придворные узнали про Христа, Новый завет и христианскую веру. Однако христианский образ жизни даже внешне отличался от языческого   и не позволял долго держать в тайне свою религиозную принадлежность. На вопрос Ольгерда, почему они нарушают древние обычаи, братья открыто назвались христианами. Не желая распространения христианской веры среди своих слуг, быть может, мучимый совестью за измену православию, великий князь начал склонять их к измене. «И принуждал их отказаться от благочестия, съесть на трапезе мяса, а то был день постный», - говорится в житии святых мучеников. Отказавшись исполнить это, братья были отведены в темницу, чтобы там можно было склонить их к возвращению в язычество.

Год, проведенный в неволе, действительно сломил волю старшего из братьев - Иоанна. Он либо смалодушничал, и ужаснувшись будущих телесных мучений, послал наконец к князю с прошением об освобождении и обещанием вернуться к язычеству, либо предпринял хитроумный ход, для того, чтобы выйти из темницы. Отступничество Иоанна было для Ольгерда достаточным, чтобы отпустить на свободу обоих братьев. Однако и теперь Антоний не пожелал изменить христианский образ жизни, за что вскоре снова попал в темницу. Иоанн же, переменившийся лишь внешне, остался в душе поборником истинной веры и был упрекаем в измене - христианами, в непостоянстве - язычниками. Измученный совестью, Иоанн просил пресвитера Нестора - духовника Антония, который мог посещать его в неволе в то время, как сам Иоанн не допускался к брату - даровать ему прощение, но тот не согласился «никакого иметь общения с ним, пока не исповедает явно свое благочестие».

Однажды, когда Иоанн прислуживал Ольгерду в бане и остался с князем наедине, он рассказал своему господину, что лишь для вида изменил своей вере. Ольгерд не причинил ему никакого вреда, ибо действительно был равнодушен к вопросам религии, на что, вероятно, и рассчитывал Иоанн. Впрочем, такое половинчатое решение проблемы не избавило Иоанна от душевных мук, и он вновь, теперь уже перед множеством народа, исповедовал Единого в троице Бога. Эта дерзость не могла остаться незамеченной и прощенной язычниками, и Ольгерд был вынужден снова лишить свободы упрямого придворного.

Во мраке темницы, в ожидании немилосердной кары, объединились единым духовным порывом сердца обоих братьев Через несколько дней после ареста Иоанна языческое окружение Ольгерда потребовало крови исповедников, и властитель отдал, возможно против своей воли, соответствующее распоряжение. Еще накануне Антонию был оглашен приговор, и всю ночь он провел в молитвенном бдении и исповеди своему духовному отцу и наставнику Нестору; утром 14 января, приняв из его рук святое причастие, он был повешен на дубе, где обычно проходили смертные казни, через десять дней был задушен святой Иоанн, а тело его было повешено на том же дубе.

Третьим мучеником за веру стал Евстафий. Однажды он прилюдно назвал себя христианином и отказался нарушить пост. Его жестоко пытали, поддержанный и укрепленный Святым Духом, Евстафий не только стал нечувствителен к боли, но находил душевные силы утешать братьев во Христе, оплакивавших его горький удел: «Не плачьте, братия, обо мне, что рушится ранами земная храмина тела моего, уповаю ибо получить от Христа Бога нашего храмину нерукотворную вечную на небесах». Его также повесили.

На месте кончины святых мучеников по воле жены Ольгерда Иулиании была построена каплица, а князь Константин Острожский поставил там храм во имя Святой троицы.

В 1374 году Виленские мученики канонизированны Вселенским Патриархом Филофеем, мощи их были доставлены в Византию.

В XVI столетии мощи святых угодников переносятся в Свято-Духов монастырь, а во время второй мировой войны перевозятся в Москву. Возвращение их состоялось в 1946 году.

В 1993 году состоялось очень важное событие в жизни православных верующих Беларуси: из Виленского Свято-Духова монастыря в Минский Свято-Петро-Павловский собор были перевезены частицы мощей святых Виленских мучеников. Мощи вложены в икону трех Виленских мучеников, написанную смоленским иконописцем Сергеем Кульмановым. Митрополитом Филоретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, был отслужен торжественный молебен перед иконой с мощами в старинном Минском Замчище. После этого икона со святыми мощами торжественно перенесена в минский Свято-Петро-Павловский собор на постоянное местонахождение.

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ...