Новости

Знакомство с Православием. Кто такие святые? Часть 1.

Святые – это те, кто увидел замысел Божий о себе и воплотил этот замысел в собственной жизни.

Церковь отнюдь не назначает тех или иных людей святыми, и не во власти Церкви сделать кого-либо святым или исторгнуть из их числа. Церковь только констатирует факт святости того или иного человека, факт, который проявился в правой вере, праведной жизни и, как правило, - хотя и не всегда - в чудесах после смерти.

Важным основанием для канонизации является распространенное в народе почитание святого. Канонизация как бы фиксирует то, что уже принято Церковью или хотя бы ее частью. Однако этого условия отнюдь не всегда достаточно. Чтобы признать человека православным святым, необходимо собрать о нем различные свидетельства, а также внимательно их осмыслить.

Сыграть роль могут особые заслуги человека перед Церковью, высокое, с полной самоотдачей, церковное служение, страдание или смерть за Христа, чудеса и знамения (например, исцеления), явленные Богом по молитвенному заступничеству святого при его жизни или после телесной смерти. Необходимыми условиями являются безукоризненная верность Православию и жизнь по заповедям Божиим. Эта праведная жизнь, однако, не может означать совершенной безгрешности или безошибочности всех суждений, ибо «единым безгрешным» является только Сам Христос.

Наиболее древним в Церкви является почитание, вслед за апостолами, исповедников и мучеников - христиан, засвидетельствовавших свою верность Спасителю стойкостью перед лицом преследований, мучений и даже лютой смерти. Для русского Православия особое значение имеет почитание новомучеников и исповедников российских, которых от нас отделяет всего несколько поколений. Церковь внимательно изучает свидетельства их подвига - народное, часто семейное предание, сохранившиеся протоколы допросов и материалы следствия, составленные гонителями, воспоминания очевидцев. Канонизация святых продолжается и в наше время, и это свидетельство непрерывного присутствия Святого Духа в Церкви, Который не просто ведет верных к святости, но желает, чтобы эта святость стала известна всей Церкви.

Семантика слова, обозначающего библейское понятия святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный. В более широком контексте святыми - избранными - назывались люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные. Так, святые - это люди, принесшие себя в жертву Христу, очищающиеся от грехов.

Среди сонма святых выделяют: равноапостольских (тех, кто, подобно апостолам, просветили светом Христовым целые народы); мучеников и страстотерпцев; святителей - (церковных иерархов: святых патриархов, митрополитов, епископов), преподобных (монахов, благой жизнью своей наиболее уподобившихся Христу, отрекшихся от суетных благ земных) и праведных (проявлявших любовь христианскую в миру, отрекшихся от мирских искушения); среди праведных выделяют святых юродивых, которые, по слову апостола Павла (1 Кор. 1, 18-21) восприняли подвиг сознательного самоуничижения.

Люди, исходя из положений будничной, земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. И, чтобы явить благодать подвижника, дабы была замечена всеми, Господь одаряет Своего избранного при жизни или по смерти чудотворениями. Но чудеса могут твориться и диаволом. И человек не имеет иной возможности отличить одни от других (этим искушались даже опытные Киево-Печерские подвижники), кроме как в сравнении этих чудес с теми, что сотворил Сам Иисус и которые описаны в Евангелии. Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника (так обыкновенно и случается, если речь не идет о видениях и пророчествах) и уже сами по себе свидетельствовать о святости умершего. Первое из них - нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2.23). «Мощами» называется не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями. Собственно говоря, само значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности; в любом из этих случаев Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение. Но, к примеру, святые мученики сразу причислялись к лику святых уже в силу самого их подвига - очищения мученической смертью.

 

Белорусские Святые

3 апреля 1984 года по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в третий воскресный день после праздника Святой Троицы. Вскоре в здании Минского Епархиального Управления был освящен храм в честь Собора Белорусских Святых.

 

Святитель Мина, епископ Полоцкий

Первый полоцкий иерарх, о котором имеется летописное свидетельство. Дата рождения неизвестна, приблизительно - 50-60 годы XI века в Полоцке. Там прошло детство и началось духовное подвижничество добросердечного и наученного Святому Писанию юноши. Стремление к большему служению привело его в Киево-Печерский монастырь, известный в то время по всей Руси благочестием своих монахов, в этой обители он и принял постриг под именем Мины.

Святитель Мина прославляется Православной Церковью как один из первых архипастырей, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению христианства в Беларуси. Земная жизнь епископа Мины закончилась летом 1116 года. В Воскресенской летописи под этим годом имеется запись: «Того же лета преставился Мина, епископ Полоцкий июня 20». Неизвестно, когда был канонизирован Мина, неизвестно также, где - в Полоцке или в Киеве - почивают его останки.

 

Преподобный Мартин Туровский

Блаженный Мартин Туровский служил поваром у епископов Симеона, Игнатия, Иакима и Георгия - духовных пастырей земли туровской. Господь дал ему возможность видеть их святую жизнь, слышать святые молитвы о спасении народа белорусского. Находясь в преклонном возрасте, праведный старец не мог больше работать в архиерейском доме, но не покинул монастырь святых Бориса и Глеба, а в один из дней Великого поста принял монашество и стал жить затворником: «Один жил о Бозе». От давней тяжелой работы он часто болел. Однажды, особенно сильно страдая из-за болезни, он увидел, как в его келью вошли двое юношей, в которых пустынник, однако, не признал святых страстотерпцев Бориса и Глеба, хотя они «явились в своем подобии, как были написаны на иконе». Расспросив о болезни преподобного, святые братья подали страдающему от боли и жажды Мартину ковш воды и напоили больного. Преподобный Мартин предложил гостям поесть, смиренно попросив прощения за то, что сам он не может подать им хлеба, но святые, благословив гостеприимного хозяина, стали невидимы. Лишь тогда понял блаженный, кто посетил его в болезни, восславил Господа и святых страстотерпцев, и с того времени исцелился от немощи и рассказал о явленном на нем милосердии господнем своему духовному отцу.

Преподобный затворник Мартин Туровский умер 27 июня 1150 года, прожив год после чудесного исцеления.

 

Святой благоверный Ростислав, Великий князь Киевский и Смоленский

Этот князь, прозванный набожным, был чрезвычайно любим и уважаем людьми за христианскую жизнь, хоть судьбой ему было предопределено вести междуусобную борьбу. Он прославляем народом, Церковью и как заступник государственности. Про таких князей складывали песни, предания и жития. Умер князь 14 марта 1167 года. К концу жизни, тяжело заболев, благоверный князь высказал давнишнее свое пожелание: ”Если Бог даст мне от этой болезни свободу, то постригусь в Печерский монастырь”. Предчувствуя скорую смерть, на пути в Киев,  он еще раз вознамеревается постричься, но от этого поступка отговаривает духовник его Симеон: “Княже! Для чего хочешь сне сотворить! Бог тебя учинил князем, определил тебе правду делать и праведно подданных судить, все свои обещения и клятвы твердо и нерушимо держать, а не как чернецу уединиться от людей. Какая тебе благость и добродетель будут, если Богу и людям отречешься?”Но князь уже предчувствовал кончину. В селе Гордино, позвав к ложу священника Симеона, своего постельничего Иванку Флоровича и смоленского боярина Бориса Захарьинича, “воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Глаголу твоему, с миром! - и так предал дух свой Господу марта 14 дня”. Случилось это 1167 году.  Через неделю тело его было погребено в Киево-Феодоровском монастыре, где и покоится до сих пор.

 

Преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая

Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой полоцкого князя Всеслава Чародея и дочерью князя Георгия Всеславовича.  Девочка твердо решила посвятить свою жизнь Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг по именем Ефросиния. С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.

Ефросиния Полоцкая - одна из первых канонизированных женщин в восточно-славянских землях. Наш народ почитает эту святую как опекуна Беларуси, сердечно молящую за нас Господа.

 

Святитель Дионисий, епископ Полоцкий

Среди сонма святых немного найдется таких, о ком сохранилось столь же мало сведений, как о блаженном Полоцком владыке Дионисии. Мы ничего не знаем ни о времени, ни о месте его рождения и кончины, ни о его происхождении, хиротонии и подвиге, и поэтому все возможные суждения имеют характер предположений. Считается, что он был монахом Киево-Печерской лавры. С благословения Полоцкого владыки Дионисия в свое паломничество на Святую Землю отправилась преподобная Ефросиния Полоцкая. Вероятно, он был инициатором ее церковного прославления. При нем были написаны житие и сложена служба святой Ефросинии. Летописцы свидетельствуют (Ипатьевский список), что епископ Дионисий умер в 1182 году. Письменные источники и народные предания не донесли до нас сведений ни о духовном делании епископа Дионисия, ни о явленных при его мощах чудотворениях. Но уже то, что память Полоцкого владыки почиталась в народе (хотя мы ничего не знаем о его канонизации) свидетельствуют о неизвестных нам проявлениях благодати Святого Духа на этом благочестивом святителе.

 

Святитель Кирилл, епископ Туровский

Святитель Кирилл Туровский - наставник добромыслия, проповедник и богослов-теолог, аскет-столпник, книжник, поэт и оратор, прозванный «Златословом, просиявшем паче всех на Руси», большой знаток Священного Писания и святоотеческой литературы, трудился на ниве слова Божьего, сея добротное семя духовности.

Нам ничего не известно о том, как и когда скончался Кирилл. Традиционно датой его смерти считается  28 апреля 1183 года.

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ...